Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив



Развитие туристического бизнеса на Урале

Триста лет назад на Урале появилась металлургическая промышленность. С тех пор одно из красивейших
и богатейших мест на земле несет нелегкую ношу «добытчика и кузнеца» России. Однако эпоха индустриального развития закончилась еще в ХХ веке, настало время перехода к экономике и обществу постиндустриального типа. А это значит, что Уралу пора превратиться из места, где хорошо работают, в место, где хорошо живут. Кроме всего прочего, это означает развитие сферы услуг и отдыха, разработку долгосрочных программ развития въездного и внутреннего туризма, которые будут вписываться в стратегию ребрэндинга старопромышленных и сырьевых территорий.
В очередном выпуске проекта «Диалог» министр экономики и труда Свердловской области Михаил Максимов и заместитель министра экономического развития Челябинской области Игорь Лашманов отвечают на вопросы «Бизнес-Ключа» о развитии уральского туристического бизнеса.


Игорь Лашманов,
заместитель министра
экономического развития
Челябинской области.
Михаил Максимов,
первый заместитель
председателя Правительства,
министр экономики и труда
Свердловской области.

–    Как Вы оцениваете саму идею и необходимость развития туристического бизнеса в регионе?

Михаил Максимов: В развитии туристического сектора экономики нужно видеть два аспекта: социальный и экономический. С точки зрения социального аспекта очень важен элемент стратегии. Потому что когда мы рассматриваем наши экономические макроцели, то видим следующую ситуацию: в России, в отличие от развитых экономик, размер валового внутреннего продукта в регионах пока невелик. А от этого показателя зависит очень многое. Поэтому сделать так, чтобы у нас каждый человек производил и, соответственно, получал больше – это ключевая экономическая задача, для решения которой нет директивных ответов. Здесь нужно менять среду, то есть делать так, чтобы люди находились в лучших условиях, с точки зрения научного, образовательного, культурного потенциала создавать секторы новой экономики, чтобы общество было более производительным. Как к этому подтолкнуть регионы? Например, привлекая лучшие кадры, продвинутых людей, которые, в свою очередь, предъявляют свои требования к среде обитания. Они не поедут жить на фабрику, они хотят жить и отдыхать в благоустроенной среде. В этом контексте, при создании туристических и рекреационных зон мы должны понимать, что социальный эффект от них велик именно потому, что в результате территория привлекает к себе лучших людей.

Второй момент – экономический. Есть знаменитая фраза: «Нефть кончится, а солнце останется навсегда». Точно так же и у нас: уральская красота есть и будет, вопрос в том, как здесь зарабатывать. Просто на красоте и солнце заработать нельзя. Нужна целая индустрия, в которую нужно сначала вложиться, и тогда она из зачаточного состояния превратится в отрасль экономики, которая будет обеспечивать рентабельность и некоторое количество рабочих мест. С этим сейчас главная проблема, потому что те проекты, которые сегодня предлагаются, экономически «неустойчивы».

Инвестиционные предложения уже есть, но пока отсутствует «прорывной» проект. Причина – высокие риски. Во-первых, государство находится в очевидных границах по обеспечению своих обязательств в снабжении инфраструктуры для таких объектов, потому что средства, в первую очередь, будут вкладываться для преодоления более очевидных вопросов, эффект от решения которых будет очевиден для максимального количества людей. Проекты постройки туристических зон, в этой связи, будут второстепенными, и деньги на них будут выделяться лишь после решения злободневных проблем. Отсюда и недостаточная обеспеченность инфраструктуры потенциальных центров туризма.

Во-вторых, большой выбор мест для отдыха порождает и глобальную конкуренцию. Люди предпочитают отдыхать там, где наиболее развит сервис. Например, очень тяжело привлечь людей на горнолыжный курорт, если там не будет ресторана, гостиницы и т. д., потому что люди едут не просто покататься с горы, но и получить весь комплекс услуг.

Не забудем и проблемы, связанные с колоссальными административными барьерами. Подчас мы не можем отдать территорию в водоохранной зоне под строительство санатория, хотя при этом там сваливают кучи мусора и моют машины.

Что касается необходимости создания турист­ско-рекреационных зон в Свердловской области, то она, безусловно, есть. Здесь много мест, которые позволяют менять стиль жизни в регионе и саму среду: Верхотурский кремль, Невьянская башня, парк «Оленьи ручьи», река Чусовая и многие другие. Но дело не в местах. Главный вопрос – инфраструктура. Байкал – это сказочное место, но если при этом нужно ночевать в юрте, а туалет на улице, то вряд ли здесь будет приличный поток туристов. А можно иметь маленький живописный водопад и создать там такие условия, чтобы приезжающие за три дня почувствовали себя отдохнувшими. Так что, вопрос не в количестве природных памятников, а в развитой инфраструктуре.

Первые шаги в этом направлении в Свердловской области уже делаются. Например, в проектах «Оленьи ручьи» и «Гора Белая», которые финансируются из областного бюджета. Без правительства области эти зоны отдыха вообще не появились бы. Там большой объем и риски, и частный капитал не смог их на себя взять.

Вообще, роль региональных властей здесь очень велика, и состоит она в том, чтобы определить параметры развития новой отрасли, наметить первоочередные и последующие мероприятия. Дальше все будет зависеть от того, насколько мы будем поддерживать такие программы деньгами и административно, какими темпами будет расти экономика, насколько будет платежеспособно население.

Игорь Лашманов: Сегодня, когда поутихла эйфория по поводу создания «особых экономических туристско-рекреационных зон», настало время более спокойно и взвешенно оценить саму идею развития экономики туризма.

Именно так – экономики. Туризм и отдых это не только «красивые виды», это производство, которое должно приносить прибыль. На мой взгляд, в Челябинской области объекты туристического бизнеса становятся все более инвестиционно привлекательными и выгодными. Пример тому – горнолыжный комплекс «Солнечная долина», который работает с 15–20%-ной рентабельностью. Такие примеры пока немногочисленны, и зачастую можно услышать, что отдыхать на Урале дорого, поэтому к нам люди и не поедут. Но, например, на «Золотом пляже» в этом году свободных мест вообще не было, несмотря на высокую стоимость. Это говорит о том, что вложение в туристский бизнес оправданно.

Вообще, сегодня, когда в Австрии снега все меньше и меньше, а на Кавказе неспокойно, Челябинская область становится чуть ли не идеальным местом для зимнего отдыха. Неслучайно на «Аджигардак» люди приезжают даже из Москвы. Так что, бизнес этот рентабелен, особенно при серьезном отношении к нему всех заинтересованных сторон. Ведь при всей перспективности развития индустрии отдыха, сейчас мы еще не готовы к буму бизнес-туризма. Необходимо решить много вопросов: квалифицированные кадры, создание инфраструктуры. Например, в прошлом году, при встрече президентов стран ШОС, мы столкнулись с тем, что у нас не хватает гостиниц, нужны серьезные вложения в реконструкцию трассы М5 и т.д.

Одним словом, здесь необходим комплексный подход, и важную роль в развитии туризма должно сыграть региональное правительство. Поэтому в Челябинской области принят закон о туристско-рекреационной деятельности, в котором закреплены основные понятия туристических видов деятельности и меры поддержки этого бизнеса. Более того, областная власть серьезно занялась продвижением действующих туристических комплексов и подготовкой к освоению новых площадок под строительство спортивно-развлекательных центров, отелей и домов отдыха. В числе перспективных объектов – известный даже за пределами Урала уникальный археологический центр – остров Веры на озере Тургояк. Недавно, кстати, принято решение о снятии ограничений на движение моторных судов, доставляющих туристов на остров, и проведение спортивных состязаний. А недавно на Тургояке начато строительство нового оздоровительного комплекса на средства инвесторов из Татарстана. Этот проект реализуется в рамках действующего договора о сотрудничестве Челябинской области с этой республикой.

Мы серьезно рассчитываем на то, что региональный туризм в Челябинской области в недалеком будущем приобретет европейские черты. Этому будет способствовать начавшаяся масштабная реконструкция дорог, строительство новых энергообъектов и газификация отдаленных территорий.

–    Может ли туристический бизнес стать бюджетообразующим сектором экономики региона?

Михаил Максимов: Все сказанное выше относится и к вопросу о том, может ли туристический бизнес стать одним из бюджетообразующих в Свердловской области.

Для Урала туризм, в ближайшее время, не будет бюджетообразующим. Для этого нужен другой уровень жизни, а российская экономика, по сравнению с развитыми странами, пока не может его обеспечить. Безусловно, рано или поздно мы, с нашим образованием и потенциалом, тоже будем жить не хуже, и те секторы, которые востребованы у них, в том числе и туризм, будут и у нас приносить доход. Но всему свое время.

Игорь Лашманов: Я не думаю, что туристический бизнес будет у нас бюджетообразующим. Наша область все-таки промышленная, и основу бюджета составляют промышленные предприятия. Туризм, как внутренний, так и въездной, может быть хорошим, но лишь сопутствующим источником региональных доходов. Для этого нам нужно преодолеть комплекс «запретной территории». Надо больше себя показывать, давать о себе больше позитивной информации. Но бюджетообразующим этот бизнес не будет. Более того, именно развитие таких гигантов, как ММК, «Мечел», ЧТПЗ, УралАЗ, и создаст базу для развития туризма.

–    Как Вы оцениваете перспективы кооперации с соседними регионами при создании туристско-рекреационных зон?

Михаил Максимов: Говорить о кооперации уральских регионов при создании зон туризма и рекреации сегодня еще рано. На мой взгляд, это не та стратегическая задача, решив которую можно дать «взрывной» рост этому бизнесу. Пока у нас не обеспечен ближайший уровень доходов, проблематично заставить человека тратить часть своих доходов на проведение уик-энда в соседней области. Есть определенная последовательность потребления. Сначала человек обеспечивает один уровень, затем другой, и основополагающий фактор – это рост доходов населения. Когда он есть, то и сфера туризма и развлечений будет развиваться. Если мы говорим о туристическом бизнесе уровня Австрии или Турции, то искусственно его не создать, на это нужно время, должна сформироваться платежеспособность. Только тогда этот сектор начнет расти, и можно будет говорить о создании развитой туристической сети на Урале.

Игорь Лашманов: Не буду скрывать – мы заинтересованы в том, чтобы соседи отдыхали у нас, но и все вместе мы заинтересованы в том, чтобы отдыхали на Урале, а не в Турции. Поэтому объединение усилий в развитии индустрии отдыха важно для всех. Например, это могут быть совместные туры. На Увильды приезжают жители Ямала и Ханты-Мансийска, и, я думаю, им будет интересно, помимо пляжного отдыха, совершить однодневную экскурсионную поездку в Екатеринбург.

Впрочем, кроме идей, у нас есть и реальные проекты. В этом году в Уфе мы договорились о создании совместного туристско-рекреационного кластера «Урал», который включает в себя в основном горнозаводскую зону, начиная с Аши (ГК «Аджигардак») и заканчивая Чебаркульскими озерами (о. Увильды). У этого проекта масса плюсов. Например, наши горнолыжные центры «Абзаково» и «Банное» находятся на территории Башкортостана. Горнозаводская зона тоже частью проходит в Башкортостане, частью – в Челябинской области. Поэтому вполне логично, чтобы мы здесь создали общее пространство для туризма. Свой туристический брэнд «Урал» область презентует в сентябре на Сочинском экономическом форуме как потенциально выгодный для инвесторов проект.

Конечно, направлений для развития кооперации гораздо больше, есть преимущества в той же Курганской области с ее источниками минеральной воды, возможностями сферы агротуризма и создания охотничьих угодий. Но все должно идти поэтапно, сейчас нужно усиливать то, что уже есть, поэтому горнозаводская зона для нас сегодня более привлекательна.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта