Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Дмитрий СЕМИН

Лидерство в команде

В сложных условиях рыночной конкуренции и неопределенности ведется постоянная борьба за ресурсы. Все более востребованными становятся новые, нетрадиционные подходы к развитию бизнеса, основой которых является целостность видения общей картины в развитии организации. Целостный подход ориентирован на формирование системы непрерывного развития, позволяющей видеть в происходящих переменах шанс, а не угрозу. Разговоры о целостном подходе часто рождают мысли типа «вот если бы у нас была классная команда…».

Итак, команда… В последнее время это слово все чаще и чаще звучит в мире бизнеса. Что мы обычно понимаем под этим? Представляем себе мощную группу футболистов, которые перепасовывают «мяч бизнеса» друг другу, неуклонно приближаясь к воротам – прибыли? Видим «трех менеджеров и д`Артаньяна» с их девизом «Один за всех и все за одного»? Все по-разному. Мой опыт проведения переговоров с лидерами показывает, что некоторые из них не могут четко ответить на этот вопрос. Говорят что-то вроде «ну, чтобы все вместе и быстрее к результату». После чего у меня вопросы возникают один за другим: к какому результату – командному или каждый лично к своему, но вместе? что значит быстрее? Вот здесь и начинается самое сложное. Ведь вопрос «что я хочу?» часто приводит нас к глубоким философским размышлениям. Ответ на него люди ищут годами. И, тем не менее, другого способа получить результат нет. Потому что идти туда – не знаю куда можно любой дорогой. Можно идти довольно быстро. Можно взять быстрый старт («у нас нет времени на раздумья, прописывание целей и стратегий их достижения – нам надо работать» – знакомо?). Да и дорога туда любая приведет. Только вот что вы найдете в конце этой любой дороги?


Новые стратегии бизнеса зачастую требуют полной перестройки корпоративного управления. На смену жесткой модели функционирования организации приходит другая организационная модель, базирующаяся на управлении групповыми процессами.


Не всегда хочется отвечать на «сложные» вопросы. Только устраивают ли нас «простые» чеки и бонусы? Так вопрос о создании команды открывает перед нами дверь в мир наших глубинных потребностей.

Отсюда предложения – решите для себя (сами или с тренером-консультантом):
  • Что вы хотите?
Внимание! Говорите не о том, чего не хочется (убытков, чтобы не было конфликтов, болезней), а о том, чего хочется (прибыли, коммуникабельности, здоровья).
  • Ситуацию должны контролировать именно вы, а не кто-то другой.
Не «я хочу, чтобы мои сотрудники не были такими тупыми (неправильными, недалекими, несговорчивыми и т. д.)». В такой формулировке вам ничего не остается, как только бороться с ними за них же, за их счастье и лучшую жизнь, пытаясь переделывать других людей, что бессмысленно теоретически и невозможно практически. Но главное, вы совершенно не контролируете ситуацию, она от вас не зависит, в такой формулировке она зависит от сговорчивости или несговорчивости ваших парт­неров, а не от вас. Вам это надо?

Подумайте, что вы хотите от себя, при всех внешне неизменных обстоятельствах (таких клиентах, плохих дорогах и т. д.). Какие собственные качества вам нужны, каким вам надо быть? Какой поведенческой гибкостью обладать? То есть не «я хочу, чтобы они…», а «я хочу, чтобы я…». Я хочу быть разным с разными людьми для того, чтобы добиваться того, чего хочу. И тогда вам нужно заниматься только собой, развивать себя, обучаться самому, а не бороться с другими за их счастье, которое они, по собственному невежеству, до сих пор не поняли.
  • Как вы узнаете, что добились желаемого результата?
Здесь нужно продумать для самого себя критерии своей оценки достижения результата, что для вас будет финишем, как вы определите, что результат будет именно тот, что вы хотели? Так как у нас есть только пять органов чувств, по которым мы получаем информацию из мира, то и ответ нужно давать по этим каналам. Иными словами, что вы увидите, услышите и почувствуете, когда добьетесь результата?
  • Где, когда и с кем вы этого хотите
(а где, когда и с кем вам, может быть, этого и не надо)? Зачем вам команда?
  • Экология. Как желаемый результат повлияет на вашу жизнь?
Есть ли что-то, что вы потеряете, из того, что не хотите потерять, когда добьетесь желаемого?
  • Какую цель вы поставите перед командой?
Теперь, заглянув в себя и взяв на себя ответственность за свои цели, спросите себя: готов ли я собрать людей и взять ответственность за команду? Если «да» – то вперед!


Чтобы добиться успеха, достичь стабильности и прогресса в бизнесе – сформируйте команду, научитесь работать в команде, генерируйте идеи. Сплоченная команда – залог продуктивного ведения бизнеса!

Что же такое команда, и какие преимущества она дает? Почему умение работать в команде становится важнейшим качеством, наряду с квалификацией, опытом, профессионализмом?

Как показывают исследования специалистов в области человеческих ресурсов, главный результат командного взаимодействия – синергетический эффект, при котором происходит взаимоусиление интеллектуальных и творческих способностей каждого участника команды. Достигается результат, непосильный для обычной группы специалистов. По словам П. Друкера, в сплоченной команде единомышленников, возглавляемой признанным лидером, обычные люди становятся способными решать экстраординарные задачи.

Членов команды, ориентированной на достижение результата, характеризуют готовность к сотрудничеству, корпоративная лояльность, самоотверженность, поддержка и креативность. Работа в команде дает возможность дистрибьюторам воспитать в себе высокую адаптивность, развить навыки конструктивного разрешения конфликтов.

Решению задач по превращению коллектива организации из группы коллег в команду, связанную воедино общим видением и ценностями, способствуют специально разработанные тренинговые программы. Тренинги по созданию команды учат людей координировать свои действия с деятельностью коллег, позволяют увидеть, насколько велика и пагубна власть штампов и стереотипов, открывают путь к совместному мышлению и творческому самовыражению каждого из членов команды. Программа тренинга содержит в себе возможность осознания глубинных взаимосвязей между участниками, видения того, что возникающие проблемы – не результат чьих-то усилий и ошибок, а следствие собственных действий.

Такой сдвиг точки восприятия дает поразительные результаты, мотивируя людей на позитивное восприятие окружающего мира, становится ключом к успеху, поскольку общеизвестно, что система дает намного больше, чем простая сумма элементов.

И общий интеллект команды оказывается выше, чем у каждого из ее членов. Участники учатся по-новому относиться к людям и к себе, быть гибкими, готовыми к неожиданностям реальной конкурентной борьбы. Работа в команде поощряет ее членов к открытому и конструктивному обмену мнениями, позволяет раскрыть инициативу, свои творческие возможности, свой потенциал.

Новые стратегии бизнеса зачастую требуют полной перестройки корпоративного управления. На смену жесткой модели функционирования организации приходит другая организационная модель, базирующаяся на управлении групповыми процессами.


Членов команды, ориентированной на достижение результата, характеризуют готовность к сотрудничеству, корпоративная лояльность, самоотверженность, поддержка и креативность.


Формируется новый подход к персоналу организации как к ресурсу. Условием и главной предпосылкой деятельности такой организации является формирование сплоченной команды, обладающей силой и упорством, способной, несмотря ни на что, идти на риск и решать сложные задачи.

Итак, как создать команду? Соберите людей, сообщите им цель создания команды (какой-то проект). Пусть каждый ответит на 5 вопросов:
1) Какое у меня видение проекта (общей цели)?
2) Почему этот проект именно для меня (как члена команды) важен? В чем ценность этого проекта вообще?
3) Что я могу привнести в команду (вклад)? Какие возможности и способности вношу в это? За что я беру на себя ответственность?
4) Какие важные общие ценности должны быть, чтобы команда работала, как единый организм?
Например:
–    разделять желание двигаться к этой цели;
–    несгибаемое намерение;
–    ответственность;
–    каждый – источник происходящего;
–    взаимная поддержка;
–    уважение к различиям членов команды, к разнообразию;
–    готовность к обратной связи.
5) Что должны сделать остальные, чтобы я чувствовал поддержку команды? Каков план? Как мы узнаем, что мы достигли своих ценностей, планов, целей (контроль)?

На основе этих ответов создается общая цель и формируются ценности этой команды, люди берут на себя ответственность, распределяя обязанности, и имеют личную мотивацию к достижению общей цели, контролируя процесс достижения.

Важно понимать, что команда – это «живой организм», так как состоит из живых людей, а не схем. Что это значит на практике? Каждый сбор команды начинается с ее «мини-создания» заново, то есть с напоминания об общей цели и ценностях. Это включает людей в работу, позволяет оставить разногласия и плохое настроение за пределами команды. Ведь команда – не на всю жизнь (даже если и надолго)! Команды можно создавать постоянно – для организации презентации, поездки в новый регион и т. д. Любые – короткие и долгосрочные – цели можно достигать командами (а не приказами!). Поэтому можно принять (а не терпеть!) остальных участников такими, какие они есть, на время совместной работы. Слышу ваш вопрос: «Как это – принять? Легко сказать, а если он меня выводит из себя?!». Да, это еще один вопрос, который ведет нас к тайнам человеческого развития и умения владеть собой. Об этом и о лидерстве в продажах – в следующих статьях.

Итак, чтобы добиться успеха, достичь стабильности и прогресса в бизнесе – сформируйте команду, научитесь работать в команде, генерируйте идеи.

Сплоченная команда – залог продуктивного ведения бизнеса!


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта