Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив



Коллекционирование - деньги на ветер или пользы ради?

...Самую древнюю (около 4,5 тысяч лет) коллекцию обнаружили археологи на Алтае. Ее составили небольшие камни различного цвета, по форме напоминающие животных. Самая первая научно описанная коллекция принадлежала Аристотелю. Он собирал растения из разных стран. Одним из поставщиков Аристотеля был Александр Македонский. Первым серьезным российским коллекционером был Петр I. Он еще в детстве собирал оружие, редкие монеты и минералы. Сегодня без музеев трудно представить культурную составляющую современной жизни. Между тем, ценность имеют не только большие коллекции. Даже личная коллекция в несколько экземпляров сегодня может послужить на пользу ее владельцу...

Любая коллекция не просто собрание предметов, имеющих ценность в денежном выражении. Каждый экспонат – отпечаток времени. И если любое описание прошлого, по сути, субъективно, то предметы рассказывают о былом бесстрастно. Неслучайно, что, где бы вы и в каком качестве ни оказались, вас непременно поведут в местный музей. Неудивительно и то, что сегодня собирательством увлечен едва ли не каждый второй. Одни приобретают экспонаты для своих коллекций на самых престижных аукционах, другие довольствуются более доступными путями.


Коллекция бабочек английского банкира Лайонела Уолтера Ротшильда насчитывала около двух миллионов насекомых, которых ему доставляли 250 профессиональных ловцов. Некоторые виды бабочек ранее не были известны науке. Бабочек также собирали русские писатели Владимир Набоков и Михаил Булгаков.



Однажды русский царь Петр I за 30 000 гульденов  купил у голландца Рюйша коллекцию анатомических редкостей. В 1714 году ее выставили на всеобщее обозрение. Посетителям давали стопарь (рюмку водки) и огурец.
Если рассматривать собирательство с учетом интеллектуальных интересов, финансовых возможностей и общественного признания человека, то почему бы не согласиться с тем, что это увлечение может не только удовлетворять его личные духовные потребности, но и работать на него? Коллекционирование – такая же имиджевая технология, как любая другая, будь то моделирование внешнего образа, вербального компонента имиджа, паралингвистических навыков и т. д. Однако здесь важность приобретает уже не только сама коллекция – ее содержание и форма, но и то, как персона реализуется в ней.

По функции (цели, смыслу или миссии – как больше нравится) коллекции можно разделить на персональные и бизнес-коллекции.

Бизнес-коллекции имеют самое непосредственное отношение к тому, чем человек занимается. Такие коллекции буквальны: владелец чайной компании собирает, к примеру, самовары; журналист – газеты по своей тематике; хозяйка швейного ателье или модного дома – винтажные вещи. Собирать бизнес-коллекции просто. Их могут составлять вещи, которыми непосредственно пользовались в работе. Таковы все профильные музеи – музей медицины и музей телевидения, музей винодельческого завода и музей автомобильного предприятия. Бизнес-коллекция – идеальная возможность рассказать о себе как о профи.


В кабинете Игоря Иванова можно увидеть коллекцию черепах. Ирина Хакамада: «С Ивановым можно общаться, в человеке есть задоринка. Так оно и оказалось. Между прочим, черепаха – это символ внешнеполитической работы: ты должен двигаться, как она: медленно, без рывков, но неуклонно».



В 2004 году, за два месяца до Светлой Пасхи, председатель совета директоров ОАО «СУАЛ-Холдинг» и ЗАО «Ренова» Виктор Вексельберг еще до начала аукциона Sotheby's купил крупнейшую коллекцию изделий Карла Фаберже из 200 изделий, в том числе 9 знаменитых пасхальных яиц.


Бизнес-коллекции – эффективный нематериальный ресурс не только для выстраивания персонального делового имиджа. Их можно использовать при налаживании связей со СМИ: журналистов непрофильных СМИ скорее заинтересует необычное увлечение директора завода, чем реконструкция одного из многочисленных цехов. В коллекционировании найдутся идеи для решения маркетинговых задач: при выпуске новой элитной кондитерской продукции темой для оформления упаковки послужат рисунки на жестяных коробочках популярного в начале ХХ века печенья или конфет.

Персональная коллекция, в отличие от бизнес-коллекции, рассказывает о владельце как о человеке: о происхождении и семейных традициях, о жизненных ценностях и приоритетах, об уровне образованности (имеется в виду не специальное образование, а интеллектуальный и эмоциональный опыт), степени воспитанности, культурных притязаниях. С ее помощью можно подчеркнуть те качества характера, которые в бизнес-среде остаются нереализованными. Так, коллекция программок на оперные спектакли покажет, что ее владелец хорошо разбирается в искусстве. (Опера считается вершиной искусства.) Коллекция старинной вышивки расскажет о том, что у хозяйки утонченный вкус. (Известно, что вышиванием золотом увлекались многие особы аристократических родов.) Финансовый директор собирает бабочек? Он поэтическая натура. Как английский банкир лорд Уолтер Ротшильд.


Житель Австрии Отто Бернштайн с десятилетнего возраста собирает ругательства и оскорбления народов мира. В его коллекции – бранные выражения из 72 стран на 39 языках.



«Во время встреч с Игорем Ивановым, министром иностранных дел России, когда Олбрайт пришлось приложить немало усилий, чтобы остудить гнев Москвы по поводу бомбардировок Югославии, она носила на груди огромную бабочку. А вот во время одного из своих выступлений по телевидению в 1997 году, когда Олбрайт обличала Саддама Хуссейна как «прирожденного лжеца», на ней был шмель из той самой коллекции, которую она, как говорят, использует и в переговорах с сербами. Во время встречи с Тариком Азизом – вице-премьером Ирака – шла речь об экономических санкциях против Ирака. На груди Мадлен была золотая змея, обвившая ветку. После такого «ювелирного заявления» Мадлен Олбрайт в Ираке стали называть «ядовитой змеей» /журналистка Е. Захарова, «Российская газета»/.    

Персональные коллекции обладают сильным психологическим влиянием. Они могут задать нужное направление развития отношений в конкретной ситуации. Но в отличие от многих других приемов, данная технология безопасна. Классический пример – коллекция брошей госсекретаря Мадлен Олбрайт.

Психологический эффект создают коллекции в условиях офиса. Ирина Хакамада ввела в оборот понятие «обуючивание кабинета». Стерильность рабочего места сегодня – свидетельство ограниченности или закрытости человека.

Коллекционирование можно рассматривать и с точки зрения перспективы. Одни коллекции – дань моде, они способны принести пользу здесь и сейчас. Другие коллекции обладают отсроченной ценностью. Их составлять сложнее. Но такие коллекции, как правило, более содержательны и ценны. А со временем они приобретают еще большее значение. Речь опять же не о деньгах, а о репутации. Оставить свое имя в истории многим удавалось не за счет создания мощных корпораций, а как раз благодаря коллекциям. Достаточно вспомнить опять же Третьяковскую галерею, Дарвиновский музей, Музей изобразительных искусств имени Пушкина.


Коллекция боевой техники Арнольда Шварценеггера насчитывает 89 вездеходов марки «Хаммер», боевой суперджип и даже настоящий танк. А Шон Коннери собрал самую большую коллекцию боевых шотландских юбок – килтов.



Коллекционирование наперст­ков для российских собирателей пока еще экзотика. Между тем, в Европе и Америке это одно из интереснейших направлений: наперстки  изготавливались практически как произведения искусства. Увидеть их и познакомиться с историей можно на сайте «Русские наперстки»
(http://www.thimble.h11.ru/).

Коллекционирование – эффективная коммуникативная технология. Известны случаи, когда оно становилось едва ли не решающим фактором во время дипломатических переговоров. Так, Советский Союз был признан Конгрессом США благодаря увлечению президента Рузвельта и советского Наркома иностранных дел Литвинова коллекционированием марок. Кстати, позже, во время Второй мировой войны на переговорах в Тегеране, марки, точнее, фрагмент листа советской авиапочтовой марки помог установить более тесные отношения между Америкой и Советским Союзом.

Из новейшей истории – недавняя история приобретения коллекции императорских пасхальных яиц, выполненных Карлом Фаберже. По мнению политологов, после ареста главы «Юкоса» Михаила Ходорковского поступок Виктора Вексельберга был всего-навсего попыткой получить от властей индульгенцию. Сейчас, спустя три года, мало кто помнит о такой оценке, а вот сам поступок Вексельберга уже приводят в пример.

В начале 1990-х годов во время выборов имиджмейкеры Гайдара использовали для продвижения своего кандидата почтовые карточки с изображениями премьера, Ельцина и с репродукцией марки российского стандарта, гашенные штемпелем «Выбор России».


Неиссякаемым интересом у коллекционеров пользуются парижские броканты, лондонские Портобелло (Portobello) и Кэмден-Таун (Camdon), турецкие Капалы-Чарши и Чикрык-Чилар, швейцарский Розенхоф (Rosenhof), венские Am Hof Markt и «Нашмаркт». Именно на блошиных рынках мира известный историк моды Александр Васильев нашел не одно платье, в том числе те, которые в свое время носили представительницы знатных родов Российской империи.


Сегодня коллекционирование расширило свои традиционные рамки. Не обязательно собирать антиквариат, предметы искусства или марки. Не обязательно вообще собирать дорогие вещи. Деньги в коллекционировании – вторичный элемент. Более того, соответствие стоимости экспонатов доходам – одно из условий современного коллекционирования. Кроме того, все должно быть в рамках закона. И основное – важна сама коллекция, история ее формирования, история каждого экспоната. Знаток стильной жизни Александр Васильев поясняет: современное коллекционирование – это умение рассказывать о своей коллекции. Не до занудства, а ровно столько и так, как этого требует ситуация.

Татьяна Черепанова,
специалист по имиджелогии и PR-технологиям


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта