Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив



"Карма-капитализм" в глобализирующем мире

«Бизнес-Ключ» продолжает следить за развитием менеджмента в России и мире. О современных мировых тенденциях мы беседуем с Александром Крыловым – вице-президентом Бременской школы экономики, преподавателем Института мировой экономики и международного менеджмента Бременского университета, профессором кафедры менеджмента и предпринимательства Национального института бизнеса.

– Александр Николаевич, вы работаете со многими всемирно известными компаниями, исследуете современные теории управления. Можете ли вы сказать, какие важные тенденции присущи современному менеджменту в Европе?

– В Германии ежегодно проводится так называемый «съезд трендов», на котором представители крупных концернов, ведущие экономисты и футурологи обсуждают новейшие тенденции в развитии бизнеса, менеджмента и общества. В 2007 году на съезде в Гамбурге родилось новое понятие – «карма-капитализм». По мнению специалистов, современные бизнес–стратегии, напоминающие военное искусство, в ближайшие годы сменятся на индийскую «Бхагавадгиту». Идея борьбы более не перспективна! Победит тот, кто будет не воевать, а сотрудничать. Во главу угла ставятся вопросы социальной ответственности.

В западном обществе уже сейчас складывается новое потребительское поведение, так что у концернов не остается другого выбора, как удовлетворять желание общества совершать покупки с чистой совестью. Экономику будущего ожидает спиритуализация, потому и экономическая выгода станет определяться идеализмом, а не прагматизмом. Ситуация, когда реклама помогала продать все что угодно, больше не работает. Продаваться в будущем будут лишь те продукты, которые не только обладают определенными технологическими преимуществами, но и вплетены в систему духовных ценностей. Государство в период глобализации играет все меньшую роль, потому ответ-ственность за этические нормы и экологические проблемы все больше ложится на плечи предприятий. В Германии 5 %, а в США даже 13 % годовых инвестиций крупных компаний тратятся на социальные проекты. Вокруг темы корпоративной ответственности и чистоплотности бизнеса формируются и другие модные в экономических кругах понятия, как корпоративное управление, репутационный менеджмент или Government Relations.

– Получается, что в теории управления существует своего рода мода? Кто является законодателем этой моды?

– Мода существует практически во всех сферах социальной жизни, теория управления не исключение. Но в отличие от одежды или аксессуаров, направление движения экономики не может быть задано одним модельером. Развитие экономики и соответствующие ему теории управления отражают развитие общества, основным направлением которого, хотим мы этого или нет, является глобализация. Другое дело, что многие «модные направления» в менеджменте развиваются с подачи крупных консалтинговых компаний. Одни предприятия выводят на рынок, скажем, новую зубную пасту. Так и консалтинговые компании разрабатывают новые продукты и убеждают топ-менеджеров в их необходимости. Знание и применение новых теорий в среде высших руководителей является таким же элементом престижа, как автомобиль, часы или дача на южном острове.

– Вы часто встречаетесь с первыми лицами немецких компаний, можете ли вы сравнить немецких и российских руководителей?

– Действительно, для того чтобы адекватно воспринимать и понимать проблемы развития экономики и менеджмента, приходится регулярно посещать разного рода форумы, конференции, приемы, в которых участвуют и первые руководители немецких компаний. В 2002 году была открыта серия конференций «Дискурс: Запад–Восток». Это встречи ученых и топ-менеджеров для научного и практического обсуждения одной актуальной темы, где существует возможность непосредственного общения руководителей крупных компаний и международных концернов, в том числе из России. За последние годы образ российского руководителя сильно изменился, сегодня это хорошо образованные менеджеры и опытные дипломаты. Хотя недавно на официальном приеме встретил президента одной российской компании, у которого никак не получалось пользоваться ножом и вилкой. Такие случаи сегодня больше исключение, чем правило. Но все-таки западные и российские руководители отличаются друг от друга. Я бы сказал, что западные руководители более просты в общении и более человечны. Некоторые российские боссы создают вокруг себя некий ореол неприступности, что не приносит им дополнительных симпатий. Вот один пример. На одну из наших конференций член совета директоров очень крупного и известного немецкого концерна ехал из аэропорта на трамвае, а директор одного небольшого московского агентства попросил заказать для него лимузин.

– А в чем отличия немецкого и российского стиля поведения в бизнесе?

– Главное отличие все-таки в том, что одни по национальности немцы, а другие – русские. То есть характерные для поведения черты, определенные национальной культурой, привычками, традициями, влияют и на стиль поведения в бизнесе. Другой момент в том, о чем мы говорили в самом начале беседы – социальная ответственность бизнеса.

В Германии крупная компания не имеет шансов на успех, если она не думает об обществе, экологии, общественной оценке. Известно, что 99 из 100 крупнейших немецких предприятий обнародуют годовые доходы членов правления (совета директоров). Кроме того, многим российским боссам еще предстоит понять, что не все измеряется деньгами и не все можно за деньги купить. Отличительной и, на мой взгляд, положительной чертой российских топ-менеджеров по-прежнему остается умение устанавливать и ценить межличностные контакты. Необходимо сказать, что в целом стили поведения в бизнесе постоянно сближаются. Посмотрите на пассажиров крупных аэропортов: из общей массы людей мы без труда отличим менеджеров, независимо от страны их происхождения. У менеджеров всего мира складывается свой стиль общения, поведения, одежды. То есть бизнес-поведение является одним из самых ярких примеров глобализации.

– Как глубоко, на ваш взгляд, включилась Россия в процессы глобализации?

– Конечно, определенные элементы глобализации уже стали частью нашей жизни. Это наличие товаров со всего мира, присутствие на отечественном рынке мировых концернов и глобальных торговых сетей. Но по-настоящему глобализация еще не пришла в Россию. Одним из показателей глобализации является осознание себя как части мирового сообщества: весь мир – мой дом. Несмотря на то что россияне сегодня много путешествуют, они больше других воспринимают мир все-таки как нечто чуждое, внутренне противопоставляют Россию и «заграницу». Не знаю, в какой другой стране есть, например, такое слово, как «иномарка». Кроме того, тема глобализации мало интересует широкие слои населения. И определенное внутреннее неприятие глобализации имеет свои положительные стороны: оно позволяет сохранить культурные и национальные особенности, язык, традиции. И все же важно понять, что глобализация является естественным развитием мирового сообщества, огородиться высокой стеной и жить в своем маленьком мире уже невозможно. Так что нужно быть готовым к ней, подумать, как сохранить свою индивидуальность, но быть включенным и в мировые процессы. То есть лучшее решение «проблемы глобализации» – это ее глубокое изучение и анализ. Такой подход поможет не только не раствориться в ней, но и использовать все возможности и преимущества, представленные этим явлением, для собст­венного развития.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль

 


 
Карта сайта